Эллинское искусство — это не греческое. Единая держава, созданная Александром Македонским, в III столетии распалась на несколько монархических государств: в Египте, в Сирии, в Малой Азии; наиболее мощным и влиятельным было египетское
государство Птоломеев.
В Египте, как мы знаем, существовала своя древняя, очень отличная от греческой, культура, в других странах Востока — также. Тем не менее греческая цивилизация и греческие художественные традиции решительно возобладали повсюду. В самом понятии «эллинизм» содержится указание на победу эллинской культуры, на эллинизацию стран Востока.
Даже в отдаленных областях эллинистического мира, в Бактрии и Парфии (нынешняя Средняя Азия), возникают своеобразно претворенные античные формы. А Египет трудно узнать, настолько он эллинизирован. Его новый город Александрия — это уже настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают и точные и гуманитарные науки, и философские школы, берущие начало у Пифагора и Платона.
Эллинистическая Александрия дала миру великого математика и физика Архимеда, геометра Эвклида; Аристарх Самосский, «Коперник древнего мира», за восемнадцать столетий до Коперника доказывал вращение Земли вокруг Солнца.
Эллинистическая наука и философия впитали многое из наследия Древнего Востока. Но пластические искусства более всего сохранили греческий облик.
Если мы посмотрим на сделанные в Египте прекрасную мраморную голову богини в московском собрании или на эрмитажную камею Гонзага, где в трехслойном сердолике искусно вырезаны два изящных, чисто античных профиля, — ничто в этих произведениях не напомнит нам о Древнем Египте, сразу покажется, что они прямо продолжают позднюю
греческую классику. В известной мере это так.
В самом деле, ведьименно эпохе эллинизма принадлежат прославленные статуи, которые нам представляются олицетворением античности, высшим синтезом того, что создала античная пластика. Речь идет о Нике Самофракийской и Афродите Милосской.
Русский писатель не ошибался, увидев в Афродите Милосской вековечный идеал распрямленного человека,— самое главное, самое большое, что заключено в классическом идеале. Но Афродита Милосская — произведение не совсем характерное для своего времени (ее датируют II веком до н. э.), скорее необычное, из ряда вон выходящее. Современные ей статуи Афродиты были более чувственными, даже слегка жеманными.
Можно подумать, что неведомый скульптор Агесандр, изваявший Афродиту Милосскую, сознательно хотел, поднявшись над сегодняшним днем, воскресить дух фидиевской высокой классики, сохранив изысканную и нежную обработку мрамора, достигнутую уже после Фидия. Обычно подобные замыслы не удаются, выглядят искусственными, но здесь победа ху
дожника оказалась полной: в его творении «слышен умолкнувший звук божественной эллинской речи».
Афродита или Венера Милосская возвышенно спокойна. Многим памятникам эллинистической эпохи было свойственно другое — динамический пафос; в этом они продолжали традиции Скопаса, однако по-иному — более эффектно, импозантно.
Крылатая Нике Самофракийская — воплощение радостного пафоса, утро эллинистического мира, она была создана в конце IV столетия. Когда-то она стояла, трубя в рог, на утесе на берегу моря, открытая ветру и брызгам морской пены. Сейчас она встречает посетителей Лувра на площадке широкой лестницы.
Обезглавленная, без рук, с поломанными крыльями, она и здесь царит над окружающим пространством и, кажется, наполняет его шумом прибоя и ветра, сверканием солнца, синевой неба.
И еще один замечательный памятник эллинизма — алтарь Зевса в Пергаме (II в. до н. э.). Грандиозный фриз в технике горельефа опоясывал цоколь алтаря, воздвигнутого в честь победы Пергамского царства над галлами. На фризе изображена борьба олимпийских богов с гигантами — детьми подземных недр. Могучие тела громоздятся, сплетаются, подобно клубку змей, поверженных гигантов терзают косматогривые львы, впиваются зубами собаки — битва страшна, она дымится кровью. Есть нечто предвещающее Микеланджело в этих
напряженных ракурсах тел, в их титанической мощи и трагедийном пафосе.
Здесь видно, как, в сущности, много изменилось по сравнению с классикой. Битвы и схватки были очень частой темой античных рельефов, начиная еще с архаики, но так, как в
Пергамском алтаре, их никогда раньше не трактовали. Изменился сам строй композиции: она утратила отчетливую ясность, стала клубящейся, запутанной, хотя принцип равновесия
пластических масс и здесь соблюден с большим искусством.
Фигуры с Галикарнасского фриза Скопаса, при всем их динамизме, расположены в одной пространственной плоскости, их разделяют ритмические интервалы, каждая фигура обладает известной самостоятельностью. У каждого сражающегося достаточно простора кругом, массы пространство уравновешены. Совсем иное в Пергамском фризе: борющимся
здесь тесно, масса подавила пространство и все фигуры так переплетены, что образуют какое-то бурное месиво тел. А тела воев еще классически прекрасны — «то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры», — как сказал о них Тургенев.
Но гармония духа колеблется. Искаженные страданием лица, глубокие тени в глазных орбитах, змеевидно разметавшиеся волосы… Олимпийцы пока еще торжествуют над силами стихий — но победа эта ненадолго, стихийные начала изнутри взрывают стройный, гармонический мир.
Если попытаться осмыслить искусство эллинизма в целом, в его главных тенденциях (а его памятники многочисленны и разнообразны), то станет еще очевиднее, что оно все же да
леко отошло от классических истоков. Оно дало много нового по сравнению с классикой, но не создало на основании этого нового столь же цельной и законченной художественной концепции, какую создала классическая эпоха. А с другой стороны, сами традиционно-классические формы в эллинизме утратили былую органичность, поскольку в них теперь вкладывалось уже какое-то иное содержание.
Ведь эти классические формы сложились в лоне демократической республики, их одушевлял идеал человека-гражданина античного полиса. А монархический строй эллинистических государств означал возрождениетого культа единоличного властелина, который полису был чужд. Поэтому в верности прежним формам заключалось известное внутреннее противоречие.
Греческий тип пластического мышления теперь приспосабливался к иному мировоззрению, обожествляемые эллинистические правители изображались в облике греческого героя — здесь начинался внутренний разлад содержания и формы. Классический облик приобретал ранее ему несвойственную суховатую импозантность — это чувствуется даже в упомянутой выше камее Гонзага, а еще больше в монументальной скульптуре эллинизма, в больших портретных и аллегорических статуях.
Это была одна из тенденций эллинистического искусства — официальная, придворная. Более плодотворной была другая, которая еще в большей мере приходила в конфликт с классическими формами.
Она возникала из развития частной жизни, жизни «частного» человека», которого политические бури не касаются или лишь слегка задевают своим крылом. В демократических Афинах подобное разъединение частного и общественного было немыслимо: общественная деятельность для афинского гражданина сливалась с его личными интересами, а эгоизм частного лица, уклоняющегося от общественных обязанностей, рассматривался чуть ли не как преступление. В эллинистических монархиях дело изменилось: в этих больших государ
ствах отдельный человек незаметен, его влияние на общественную жизнь понижается. Но в то же время он и не настолько обезличен, как это было в восточных деспотиях.
Сугубо личные переживания теперь требуют для себя особого художественного языка. Основой служат опять-таки греческие традиции поздней классики, наследие Праксителя,— но они заметно снижаются, размениваются на мелкую монету.
Греческий бог любви Эрот — «великий и властный бог» — деградирует в шаловливого Купидона; томные, но все еще величавые образы Праксителя перерождаются в кокетливо-изнеженных «Аполлино». В этом русле развиваются декоративно-прикладные жанры — камерные статуэтки типа танагрских, парковая скульптура (надо заметить, что градостроительство в эллинистическую эпоху приняло широкий размах, отсюда и особенное развитие декоративной скульптуры).
С этим направлением искусства связана примечательная новая черта — любопытство к житейским подробностям, к разнообразию повседневности, словом, к тому, что позже стали называть «жанром». Начинают охотно изображать детей, стариков, слуг, иноземцев, различные бытовые эпизоды. Но это больше любопытство, чем подлинное проникновение. Известные эллинистические статуи старух, несущих провизию, старых рыбаков с дряблыми склеротическими телами, пьяной старухи некоторые исследователи считали проявлениями «античного реализма». Это едва ли верно: в рамках античности понятие реализма, как выражения глубинной (не внешней) истины эпохи, к таким произведениям подходит меньше, чем, скажем, к скульптуре Пергамского алтаря. Они для этого слишком поверхностны, «этнографичны», им недостает силы образного обобщения.
Это пока только накопление, нащупывание нового, необычного для искусства материала, который в античности так и не получил сколько-нибудь масштабного обобщения. Такого рода материал был внутренне освоен, по-настоящему пережит, только искусством средних веков. Таким образом, то принципиально новаторское, что есть в эллинизме, дано как бы в предварительном эскизе, не развернуто в новую и целостную художественную систему.
Эллинизм и классика… Их сопоставление лишний раз подтверждает мысль Маркса о неравномерном развитии искусства, о частом несовпадении экономического и художественного прогресса. В рамках античного рабовладельческого строя переход от автономных государств-полисов к большим централизованным государствам эллинистической эпохи был, несомненно, прогрессом. Структура полиса отвечала только ранней поре рабовладения, когда рабский способ производства еще не вполне определял всю экономику страны.
Поскольку прогрессировало производство, постольку рамки полиса становились тесны, возникала потребность в политическом укрупнении, усилении централизованной власти, расширении границ. В этом было существо эллинистического периода античной истории. В науке и производстве эллинистическая цивилизация сделала громадный шаг вперед.
Однако в искусстве она осталась учеником классической Греции — более разносторонним, но менее глубоким, чем учитель. Почему? Почему демократический полис, не будучи высшей точкой социально-экономического развития рабовладельческой формации, оказался высшей точкой ее художественного развития?
Видимо, это объясняется тем, что в движении и смене политических форм античного рабовладения был момент — сравнительно недолгий,— когда эти формы отлились в некое (исторически, конечно, ограниченное) подобие и предвосхищение народоправства. Этот-то момент и совпал с расцветом художественной культуры— совпал не случайно. Это как бы указание будущим векам и поколениям на те грядущие вершины, каких сможет когда-нибудь достичь искусство, всецело народное.