Новое искусство всегда вырастает на почве старого, формируется в нем, как в материнском лоне, но не порождается им: для зарождения нового необходимо вмешательство творящего, движущего фактора, каким в истории культуры является социальное развитие, обновление общественных отношений. В этой статье — тема греческая архаика.
В искусстве греческой архаики можно подметить «наследственные» черты преемствености и с крито-микенским и с геометрическим стилем, а также и явные следы влияния соседних восточных культур,— но того качественно нового, главного, что есть в архаике, мы не поймем, если не примем повнимание социальные сдвиги эпохи. Они определили собой становление новой культуры, нового художественного стиля. Говоря коротко, они заключались в переходе к развитым формам рабовладельческого строя, причем в Греции, в отличие от стран Древнего Востока, складывался не монархический, а республиканский образ правления.
Правил не единоличный властелин, поддерживаемый старой родовой аристократией, а целый коллектив рабовладельцев, свободных граждан полиса — города-государства.
В острой и напряженной политической борьбе демоса против родовой аристократии побеждал демос. Только в Спарте и немногих других греческих центрах аристократия устояла и упрочила за собой власть (но и там в форме олигархической республики, а не монархии), в большинстве же полисов политическая борьба приводила к демократизации строя — в одних раньше, в других несколько позже.
Этот путь исторического развития воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил по достоинству ценить реальные способности и возможности человека — не сверхчеловека, не высокомерного властелина простых смертных, а обычного, свободного, политически активного человека-гражданина. Именно эти способности и возможности были возведены в
высший художественный принцип, в эстетический идеал Греции.
В понимании египтян или ассирийцев герой могуч своей таинственной причастностью к миру стихий: его сила — сила льва, его мудрость — мудрость коршуна или змеи, его жилище подобно громадной горе или дремучему лесу.
Греческий герой, напротив, побеждает своим чисто человеческим хитроумием (вспомним, как Одиссей перехитрил чудовищного Циклопа), ловкостью и слаженностью небольшого, но идеально приспособленного ко всевозможным действиям, гармонически пропорционального тела. Греческое искусство стремитя к человеческой мере во всем; его излюбленный образ — стройный юноша-атлет. Греческая архитектура не грандиозна, но основана на началах ясной и целесообразной тектоники несущих и несомых частей. Сама греческая мифология, в отличие от зооморфной восточной мифологии, целиком антропоморфна: олимпийские боги, победившие чудовищ и гигантов, обладают человеческой внешностью, человеческими достоинствами и даже человеческими слабостями. Они сердятся, увлекаются, ошибаются, интригуют — все это не мешает им быть существами сильными и прекрасными. Ничто человеческое не чуждо героям античной мифологии и античного искусства.
Очевидно, в демократии и гуманизме и кроется разгадка «греческого чуда». И если еще принять во внимание, что у греческого искусства было богатое художественное прошлое — крито-микенская культура,— можно будет сказать, что если это и чудо, то чудо объяснимое. Такое же, как вечно возобновляющееся чудо прекрасного полного сил детства. Маркс говорил, что греки были «нормальными детьми», а взрослый видит в ребенке свою незамутненную «истинную сущность» и стремится к тому, чтобы воспроизводить ее «на высшей ступени».
Так и человечество, проходя по сложным лабиринтам истории, снова и снова обращает взор к своему детству, напоминая себе, чем оно было и чем должно и может стать на высшей ступени.
В эпоху архаики (VII—VI вв. до и. э.) жизнь греческих городов еще не отлилась в завершенные формы: все было в становлении. Но не только отстоявшиеся, прочно закрепленные формы жизни могут стать основой большого искусства. Движение и борьба, ведущие к новому синтезу, подчас вызывают к жизни очень яркие явления культуры.
Греческая архаика. Архитектура
Основные типы и формы греческого искусства в период архаики уже возникли. В архитектуре — система ордеров и тип храма-периптера в росписи сосудов — чернофигурная вазопись с очень разнообразными жизненными сюжетами, изящно и свободно скомпонованными. Все это потом дальше развивалось в V веке, в эпоху ранней и зрелой классики, которая считается золотым веком античного искусства. Однако нельзя сказать, что архаика была только подготовительной ступенью классики, «более примитивной», «менее совершенной». Нет, искусство архаики по-своему нисколько не хуже классического — только оно другое, у него свое, неповторимое лицо.
Архитектурный ордер — система несущих и несомых частей (колонн и антаблемента) в балочно-стоечной конструкции. В греческой архитектуре сложились три ордера: дорийский, ионический и коринфский. В древнейшем из них, дорийском, окруженного колоннадой; в скульптуре — статуи стройных обнаженных юношей и прекрасных девушек (куросы и коры), рельефы со сценами битв, игр, состязаний;
Говорить о его «примитивности» не приходится — это была далеко не примитивная эпоха, обладающая уже очень высокой, развитой культурой. В V II—VI веках процветала знаменитая греческая лирика.
Лесбосская поэтесса Сафо слагала гимны страстной, повелительной любви, Архилох писал насмешливые «ямбы» и басни, радостям юности и печалям надвигающейся старости посвящал лирические миниатюры Анакреонт, тот самый Анакреонт, чья поэзия вдохновляла молодого Пушкина. Философия переживала не менее блестящую эру: малоазийские философы — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен — были первыми античными мыслителями, искавшими единое материальное первоначало всего сущего. Анаксимандр первым высказал догадку о бесконечности вселенной и о множестве миров.
А в конце VI века Гераклит Эфесский положил начало диалектической философии.
Эта эпоха была знаменательной в жизни человечества. Духовные горизонты необычайно раздвинулись, человек как бы почувствовал себя стоящим лицом к лицу с мирозданием и захотел постичь его гармонию, тайну его целостности. Подробности еще ускользали, представления о конкретном «механизме» вселенной были самые фантастические, но пафос целого, сознание всеобщей взаимосвязи — вот что составляло силу философии, поэзии и искусства архаической Греции.
Это была сила обобщения — не абстрактного, не сухого, а поэтического, наполненного свежим, страстным чувством жизни.
Подобно тому как философия (тогда еще близкая к поэзии) проницательно угадывала общие принципы развития, а поэзия — сущность человеческих страстей в их всеобщности, изобразительное искусство этого времени создало обобщенный человеческий облик.
Посмотрим на так называемых «архаических Аполлонов». Не так ордере колонны сравнительно более приземистые, сужаются кверху, покрыты продольными желобками (каннелюрами), капитель простая и строгая. Горизонтальная часть (антаблемент) делится на три слоя: архитрав, фриз и карниз, причем фриз расчленен на отдельные ячейки (метопы). В ионическом ордере колонны прямsе, лропорции облегчены, капитель имеет характерную форму, похожую на рога барана (так называемые волюты). Фриз, в отличие от дорийского, тянется сплошной лентой.
Коринфский ордер отличается от ионического более сложной формой капители в виде стилизованных листьев аканфа. важно — имел ли в виду художник изобразить действительно Аполлона, или героя, или атлета. Он изображалЧеловека.
Статуи
Архаический Аполлон всегда молод — ни старость, ни детство тогда непривлекали ваятелей, ведьтолько в зрелой молодости жизненные силы находятся в полном расцвете и равновесии. Он всегда обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, но одна нога выдвинута вперед — Человек пускается в путь, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью: сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота — напрягаться, грудная клетка — раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем словно затаены возможности разнообразных переживаний. И условная «улыбка» его — чутьприподнятые углы рта —только возможность улыбки,
намек на радость бытия, заложенную в этом словно только что созданном человеке.
Архаические статуи не были такими однообразно белыми, как мы их представляем сейчас. На многих статуях сохранились следы красок: видимо, их раскрашивали в светлые радостные цвета. Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, зрачки синими.
А храмы облицовывались цветной терракотой. На фоне голубого неба Эллады все это должно было выглядеть очень празднично, но вместе с тем и строго, благодаря ясной простоте, собранности и конструктивности форм и силуэтов.
Поиски рациональных основ красоты, гармония, основанная на мере и числе,— очень важный момент в эстетическом сознании греков.
Философы-пифагорейцы стремились уловить закономерные числовые отношения в музыкальных созвучиях, как и в расположении небес ных светил. Художники искали математически выверенных пропорций тела человека и «тела» архитектурного здания. В этом отношении уже раннее греческое искусство принципиально отличается от крито-микенского, чуждавшегося всякой математики.
Вазопись
Архаическая вазопись, пожалуй, более всего сохранила преемственность с крито-микенским искусством, но разница и здесь большая.
Вот критская ваза стиля Камарес — примерно X — VIII век до н. э. Она, может быть, несколько симметричнее по форме и рисунку, чем уже знакомая нам ваза с осьминогом, но в общем здесь господствует тот же стилевой принцип. Узор из мягко изгибающихся растений и звезд, напоминающих морскую флору, покрывает сплошь все туловище со
суда, обтекает его кругом, нигде не прерываясь, захватывая и носик сосуда и ручки.
Рядом — дипилонская амфора IX века до н. э.— характерный образец геометрического стиля. После вазы Камарес она покажется крайне сухой, а вместе с тем и какой-то наивной. Вся она старательно расчленена на горизонтальные ленты, каждая лента заполнена однообразным геометрическим узором типа меандра. Друг с другом горизонтальные поля не сообщаются. В одном из полей — сюжетный мотив: похоронная процессия, но на первый взгляд кажется, что тут просто разновидность того же геометрического орнамента. Фигурки людей составлены из черных треугольников и палочек, все они одинаковые, расстояния между ними тоже одинаковы.
Наконец, ваза VI.века до н. э., расписанная знаменитым вазописцем Эксекием на сюжет «Илиады» («Ахилл и Аякс играют в кости»). От критской вазы ее отличает прежде всего четкость и ясность конструкции, а от дипилонской — гармоничность и жизнеподобие этой конструкции. Форма вазы отчетливо членится на составляющие ее части: внизу круглая устойчивая подставка, на ней яйцеобразное туловище, которое переходит в горло вазы, слегка расширенное кверху, по бокам две симметричные ручки. Это тип амфоры в основном
тот же, что в дипилонском сосуде, состоящий из тех же частей, но легко заметить, что здесь эти части образуют гораздо более органическое и живое целое. В дипилонской амфоре горловая часть слишком резко отделяется от туловища, кажется приставленной к нему, а в амфоре Эксекия она плавно вырастает из тела вазы. Ручки на дипилонском сосуде слишком малы, а здесь они строго пропорциональны и своим красивым широким изгибом естественно продолжают и завершают линии нижней части амфоры.
Можно сказать так: в первом из этих трех сосудов перед нами нерасчлененное, слитное единство формы, во втором — резкое и но вполне гармоничное разделение ее на конструктивные части, в третьем — вновь достигнутое живое единство, но уже на основе ясного продуманного членения.
Это есть и в рисунке Эксежия: сочетание живой непринужденности с продуманной конструкцией. Два воина, с увлечением играющие в кости,— очень жизненная группа, бесконечно далеко ушедшая отпримитивно-схематических фигурок на дипилонской вазе. Но, пожалуй, нет ни единой черты в этом изящном рисунке, которая бы не несла конструктивной функции, подчеркивая форму вазы. Склоненные спины игроков вторят округлости стенок сосуда. Щиты, расположенные по бокам, еще раз акцентируют эту округлость.
Кубообрнлный столик помещен в середине, утверждая устойчивость амфоры. отмечая центр тяжести. Может быть, амфора Эксекия показалась бы чересчур рационалистичной, не будь в ней вместе с тем прелестной свежести мироощущения, чего-то в самой построенности безыскусственного.
Греческая архаика во всем строго архитектонична, архитектурна: она строит, мерит, соразмеряет и уравновешивает, веря, что в мире должен царить порядок. Но оно смотрит на мир светлым, радостно удивленным взглядом, как смотрят золотоволосые коры, некогда украшавшие афинский Акрополь.